Home

В далеком созвездии Тау Кита

так странно ...


Реклама

Настроить

Март, 15, 2007

Мои школьные учителя @ 23:16

Настроение: thankful

Прочел очерк "Фрида" моего дважды земляка (я также из Белоруссии и тоже живу в Израиле) [info]giborа и, конечно же, много чего вспомнил. В лагерь я тоже ездил, правда не 30, а 50 лет назад. Об этом я еще напишу. Гораздо чаще, чем в лагере, я сталкивался с открытым антисемитизмом в школе, причем особенно в 5-6 классах. Это было как раз то замечательное время, когда «разоблачили» врачей-вредителей. Видимо, этот вопрос активно обсуждался в семьях и автоматически перешел в школу. Позже, после смерти Сталина, открытый антисемитизм на какое-то время притих. Все знали, кто есть кто, но вслух еврейский вопрос не обсуждался. В школе, в отличие от лагеря, ты проводишь большой кусок жизни. Там у тебя есть враги и друзья. И хотя в старших классах открытых столкновений не было, самым счастливым днем в моей жизни был день получения аттестата.

И поминая недобрым словом школу, я хочу рассказать об учителях, которых до сих пор я время от времени вспоминаю. Я назову их имена и фамилии – вдруг кому-нибудь из их учеников попадется на глаза этот текст.

Как можно узнать из моего «профайла», я учился в Минской школе N 4 с 1948 по 1958 год. Она располагалась на углу улиц Красноармейской и Кирова рядом с библиотекой имени Ленина. Как и абсолютное большинство школ в Минске в то время, она была русской. Когда я в эту школу поступил, было раздельное обучение. Классе в пятом был совершен возврат к смешанному обучению. Половину девчонок из школы N 2 перевели к нам, в четвертую, а половину пацанов из нашей школы – во вторую.

Процесс объединения был очень болезненным, особенно страдали девчонки, имели место случаи совершенно дикого хулиганства, но постепенно все пришло в определенное равновесие. Наша школа имела репутацию хорошей, она находилась в центре, и в ней училось довольно много детей «ответственных работников».

Большинство учителей были людьми среднего и старшего возраста. Я здесь назову только тех, кого с благодарностью вспоминаю.

Леонард Мамонтович Филиппович учил нас русскому языку и литературе в 5 – 7 классах. И научил большинство учеников писать без ошибок и уважать русскую литературу XIX века. Высокий, худощавый, волосы с проседью. В восьмом классе его заменила другая учительница. Позже мы узнали, почему. Оказывается, у него не было высшего образования, поэтому он не имел права преподавать в старших классах. Он не учился в пединституте, а окончил всего лишь гимназию до революции. Случайно выяснилось, что кроме русского языка он прекрасно знал французский, немецкий и латынь, а также хорошо играл на скрипке. Писал каллиграфическим почерком с нажимом, пером «рондо». В контрольных работах часто вместо подписи изображал скрипичный ключ.Тут следует напомнить, что в школе тогда писали простыми ручками, обмакивая перо в чернила. Когда я уже окончил школу, мама проговорилась, что Леонард немало посидел в тюрьме.

Семен Семенович Белобородов преподавал историю древних и средних веков. Знал ее блестяще, цитировал наизусть «Одиссею» и «Илиаду». Азартно рассказывал о Кромвеле. Семен Семенович - худой блондин маленького роста, очень быстрый и подвижный. всегда элегантный. Рассказывая, он метался по классу. Внешностью и прической он был похож на генералиссимуса Суворова.

Илья Ильич Кухарев - учитель белорусского языка и литературы и завуч. Согласно всеобщему мнению этот предмет считался абсолютно бесполезным и даже вредным, поскольку он очень близок к русскому, но имеет другое правописание. Носители белорусского языка приобретают характерный акцент, который мешает в этом русскоязычном мире. Он мало того, что научил меня белорусскому языку, а еще и привил к нему любовь и уважение. Уезжая в Израиль, я взял с собой не очень много книг, но среди них есть томик стихов Якуба Коласа и собрание сочинений Владимира Короткевича на белорусском языке.

Зиновий Ильич Савиковский, по инициалам и по прозвищу ЗИС. Учил нас математике в старших классах. Внешностью походил на своего тезку Зиновия Гердта. Вьющиеся седые волосы с большой залысиной. Слегка картавил. Он был одним из лучших учителей математики в городе. Игнорируя слабых учеников, он основное внимание уделял сильным. Меня он научил понимать изящество математики как науки, за что я ему очень благодарен.

Ия Петровна, фамилию, к сожалению, не помню. Очень полная строгая женщина, чем-то мне ее напоминала Федосеева-Шукшина. Говорила на уроках очень тихим голосом, но почему-то ее всегда было прекрасно слышно. Блестящий учитель химии, прекрасно ставила опыты. Благодаря ей я до сих пор помню основы неорганической химии.

Лидия Яковлевна Каданская - наш классный руководитель в 8-10 классах и учитель физики. Кроме того, что она знала физику, она в трудную минуту всегда была готова защитить своего ученика.

Самое главное, все эти учителя не только знали свой предмет – они умели учить и уважали тех, кто учится.

Было еще множество других учителей, писать о которых я не буду.
 
 |   |  в избранное  |  рассказать другу  |   |   | 

Comments

 
From:[info]bruno_alter
Date: Март, 16, 2007 20:19 (UTC)
(Link)
"Она располагалась на углу улиц Красноармейской и Кирова рядом с библиотекой имени Ленина"
...она и сейчас там благополучно размещается.
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Март, 17, 2007 20:47 (UTC)
(Link)
Да, я знаю. А вот здание 2-й школы, что на углу Энгельса и Кирова, давным-давно отдали в распоряжение Лечкомиссии.
From:[info]1und20
Date: Апрель, 11, 2007 16:00 (UTC)
(Link)
...а потом снесли.
[User Picture Icon]
From:[info]sasha_ptenchik
Date: Март, 16, 2007 20:43 (UTC)
(Link)
я вот ее год назад закончила..
но по опыту обученя в трех школах могу сказать, что в каждой есть свои уникумы-учителя.. которые в первую очередь хорошие люди.
[User Picture Icon]
From:[info]anka_partyzanka
Date: Март, 17, 2007 07:29 (UTC)
(Link)
это замечательно, что остались такие воспоминания:)
[User Picture Icon]
From:[info]kaputmaher
Date: Март, 18, 2007 16:19 (UTC)
(Link)
Как приятно осенним или весенним вечером зайти в школьный дворик и вспомнить годы, проведенные в четвертой Минской школе! По школе как институту, ностальгии не было никогда. По школе как месту в городе, с воспоминаниями, с верными друзьям, идущим по жизни бок-о-бок и сейчас, думать приятно...
Даже когда в классе четвертом случилось переехать на другую квартиру, то продолжал ходить в 4-ю, добираться до нее много-много остановок на автобусе. Жалею, что тогда бросил заниматься музыкой. Про большинство учителей, за некоторым исключением, остались только хорошие воспоминания.
А еще там работает очень хороший директор - Тамара Арсентьевна Бурдыко. Ее я вспоминаю часто, вот только в суматохе дней не получается навестить. Стыдно...

Статья из совбелии про 100-летний юбилей школы: http://www.sb.by/print.php?articleID=55723
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Март, 18, 2007 19:25 (UTC)
(Link)
Спасибо за ссылку на статью про 100-летний юбилей.

Когда мы начинали учиться, здания филфака не было. Там были развалины. На переменках и после уроков мы туда лазили, копались, искали патроны и гильзы, что строго запрещелось. В городе вообще было много развалин от бомбежек. Ведь Минск бомбили сначала немцы, а потом советская авиация. Немало ребят подорвалось на оставщихся от войны минак и снарядах. Филфак построили, когда мы были уже классе в 6-м, наверное. Ниже по Красмоармейской, где сейчас сквер, тоже были руины. Ниже по Кирова к школе примыкали деревянные дома, они шли сплошняком до реки и по набережной. Спортзал по улице Кирова пристроили значительно позже, когда мы уже окончили школу.

Школа стоит на высоком месте, поэтому на 3-4 этажах не было воды, не хватало напора. Туалеты работали только на 1-2 этажах. А когда вы учились, вода была на всех этажах?


[User Picture Icon]
From:[info]lysaye_dzyaucho
Date: Март, 20, 2007 08:32 (UTC)
(Link)
кстати у меня есть фотографии со столетнего юбилея,
кстати этой школе на талантливых учителей везло, жаль только что лучшие уже ушли по причине старости..
[User Picture Icon]
From:[info]vadim_i_z
Date: Апрель, 10, 2007 16:44 (UTC)
(Link)
[User Picture Icon]
From:[info]chele_sta
Date: Апрель, 10, 2007 18:27 (UTC)
(Link)
Попала к Вам в журнал по ссылке Вадима.
Мне интересно, был ли у Савиковского сын-скрипач?
Я тоже из Минска, училась в 30-ой школе с 1953-го года.
Жили мы тогда на Мясникова, возле 12-ой школы, там был большой двор с дореволюционными домами.
Я завидую Вам, что Вы помните имена и фамилии любимых учителей. Я - хорошо, если помню имя-отчество...
Будем друзьями?
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Апрель, 10, 2007 19:45 (UTC)
(Link)
Привет, землячка!
Про сына-скрипача не знаю. Отчество его Вы, конечно, не знаете. Но сам ЗИС на скрипке играл. Я не музыкант, но в юности у меня было много друзей-лабухов. И музыку я очень люблю. Притом разную.

Будем друзьями!
[User Picture Icon]
From:[info]chele_sta
Date: Апрель, 10, 2007 19:57 (UTC)
(Link)
Был в Минске отличный скрипач, Женик Савиковский. Он был моложе меня на пару лет. Может, поэтому Вы его и не знали: когда Вы учились у его отца, Женик был младенцем. Что-то мне смутно помнится, что мой отец вспоминал Савиковского. Может, они вместе учились в БГУ до войны... Мои отец и мать успели закончить два курса физмата перед войной, а после войны уже было не до учёбы.
Отчества Женика я не знаю. Закончив школу, он уехал в Ленинград, где поступил учиться в консерваторию. По-моему, больше он в Минск не вернулся.
* * *
Мне очень понравился Ваш пост про дом. Так жаль, что его снесли... Вадим прислал мне фото дома, где мы жили до 1969 года, на Мясникова. Я рада, что его и близлежащие не тронули: они такие крепкие и так хорошо построенные, что простоят ещё 200 лет без проблем.
В Израиль мы приехали в Пурим 1972-го года, 1-го марта.
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Апрель, 11, 2007 05:44 (UTC)
(Link)
Зиновий Ильич был примерно 1906-7 года рождения. Вряд ли Женик - сын Зиновия Ильича. Скорее всего - однофамилец.
From:(Anonymous)
Date: Ноябрь, 19, 2008 21:42 (UTC)
(Link)
Женя Савиковский сын Зиновия Ильича Савиковского.
Сейчас Женя живет во Франции.
Я троюродный брат Жени.
Дмитрий Савиковский.
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Ноябрь, 19, 2008 22:00 (UTC)
(Link)
Спасибо, Дмитрий.
[User Picture Icon]
From:[info]vladbunim
Date: Апрель, 11, 2007 07:51 (UTC)
(Link)
Учился в 42 школе, кончал в 1953-м. Много чего еще помнится.
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Апрель, 11, 2007 10:27 (UTC)
(Link)
Так пишите. Наши журналы - ценнейший материал для сценаристов и режиссеров, которые в отдаленном будущем захотят ставить фильмы ретро. :)
Кстати, вполне возможно, что Вы знакомы с моим другом, доктором Феликсом Липским. Он тоже учился в 42-й, но, по-моему, окончил ее в 55-м.

[User Picture Icon]
From:[info]vladbunim
Date: Апрель, 11, 2007 10:32 (UTC)
(Link)
Нет, Липского не помню. А писать - пишу, только не про школу...
From:[info]1und20
Date: Апрель, 11, 2007 15:49 (UTC)
(Link)
Я тоже учился в школе N 4.
[User Picture Icon]
From:[info]french_man
Date: Апрель, 16, 2007 22:02 (UTC)
(Link)
Мой папа учился в четвертой, но немного раньше вас. Он в 52 выпустился.
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Апрель, 17, 2007 20:35 (UTC)
(Link)
Вполне возможно, что он учился у тех же учителей. Если это возможно, дайте ему почитать этот мой пост. :)
[User Picture Icon]
From:[info]french_man
Date: Апрель, 17, 2007 21:15 (UTC)
(Link)
Он в Израиле, и в интернет не ходит:)

Я знал двух его учителей: Дину Львовну Фрид, учительницу русского языка, и ее мужа, физика.
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Апрель, 18, 2007 08:52 (UTC)
(Link)
К сожалению, я с ними не знаком.
[User Picture Icon]
From:[info]irkapi
Date: Май, 4, 2007 21:21 (UTC)
(Link)
Я тоже закончила 4-ую в 1984 году. Очень тогдашняя директрисса (Дорофеева Л.?)не любила наш выпуск. Как же, сначала нас после 8-го класса растасовали и размешали по принципу, чтоб не дай Б. два друга или две подруги в один класс не попали. Из трех восьмых делали два девятых. А потом удивлялись, как это такая круговая порука, ни одной контрольной нормально провести не могли, решения мы передавали из класса в класс. Кстати многие наши по сей день работают "вместе". И учителя у нас были замечательные, не предмету, так жизни учили.
Я в 89-ом в Израиль уехала, а в 2000 повезла сына в Минск, показать, где он родился. В школе уже не было ни одного учителя, из тех кого я любила, и кто мог бы меня помнить. Зато на лестнице тут же встретила одну из своих одноклассниц, у которой дети теперь там учатся. Преемственность поколений, однако.
А спортзал достроили году в 79-80, мы в 8-м классе были.
[User Picture Icon]
From:[info]ein_gedi
Date: Сентябрь, 21, 2007 16:57 (UTC)
(Link)
Фамилия Гдалевич вам случайно не знакома?
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Сентябрь, 21, 2007 17:30 (UTC)
(Link)
Нет, не припоминаю. :)
[User Picture Icon]
From:[info]ein_gedi
Date: Сентябрь, 21, 2007 17:58 (UTC)
(Link)
Дело в том, что мой дядя, кажется, учился в этой школе, приблизительно в те же годы. Спасибо, Я очень рада была найти Ваш журнал!
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Сентябрь, 21, 2007 18:24 (UTC)
(Link)
:)
[User Picture Icon]
From:[info]traductora
Date: Декабрь, 25, 2007 19:09 (UTC)
(Link)
Какие у вас были замечательные учителя! Прочитала с удовольствием.
А вообще не только в учителях дело - важно, чтобы семена падали в благодатную почву. Как говорила наша блестящая учительница вышки в институте: нельзя научить, можно только научиться.
Я вторую половину школы была, можно сказать, разгильдяйкой, училась без души (хотя оценки были неплохие) и очень многое упустила, как мне сейчас кажется. Сейчас бы я заново прошла некоторые школьные предметы - например, историю, литературу. Ну ничего - у меня будет второй шанс, когда сын пойдет в школу:-)
[User Picture Icon]
From:[info]tay_kuma
Date: Декабрь, 25, 2007 21:19 (UTC)
(Link)
На самом деле я написал здесь только про хороших учителей, которые работали с нами на протяжение всего курса обучения. А было много средних и просто низких, мерзких людей. Про них я писать не буду. Забыть Герострата!

А школу я не любил уже класса с восьмого. За несвободу, давление на личность, зависимость от тех, других учителей. Самые большие конфликты у меня были с учительницей литературы в 9-10 классе. Мне никогда не удавалось получить у нее 5 по сочинению притом, что писал я без ошибок(не раскрыта тема, плохой стиль). Как будто у меня тогда был какой-то стиль.

И никогда я не чувствовал себя таким счастливым, как после получения аттестата.

[User Picture Icon]
From:[info]traductora
Date: Декабрь, 26, 2007 04:51 (UTC)
(Link)
а к сочинению вообще очень легко придраться - можно найти миллион причин, чтобы не поставить пять. это еще к диктанту не придерешься, если написано все без ошибок (хотя всегда можно сказать: у ученика отвратительный почерк, какая тут пятерка может быть!:)) а сочинение - это слишком свободная вещь, много простора для придирок.
я тоже школу не любила. с ее окончания прошло больше десяти лет, а я ни разу не ходила на встречу выпускников (и не собираюсь). я жалею только, что не слушала на некоторых уроках и думала непонятно о чем, а могла бы усвоить море интересной информации.

Реклама

Настроить

В далеком созвездии Тау Кита

так странно ...