Leonid Taubes (tay_kuma) wrote,
Leonid Taubes
tay_kuma

Category:

Перемены

На мою долю выпало жить во время больших перемен. Наверное, это были перемены к лучшему, но меня они часто зацепляли своим плохим концом. Это было не столько больно, сколько обидно.
Уже где-то классе в восьмом я решил для себя, что после школы пойду на матфак университета. Это было время, когда любой мало-мальски соображающий школьник рвался на физику. Физики были в почете. Но мне почему-то ближе была математика. Лучше всего ее было бы изучать в университете, но я совершенно достоверно знал уже тогда, что евреев в университет на дневное отделение не берут. Хотя было одна лазейка: туда можно было проникнуть, окончив школу с медалью. Медалисты не сдавали экзаменов. Правда, абитуриента иногда браковали на собеседовании, но для этого все-таки должны быть хоть какие-то основания.
Самым проблемным предметом для меня была русская литература. Мне никак не удавалось сочинения. Писал я без ошибок - сказывалась школа Леонарда Мамонтовича. Он учил нас до восьмого класса. Но поскольку у него не было высшего образования (он всего-навсего окончил классическую гимназию) в старших классах ему преподавать не разрешалось. Его сменила Валентина Андреевна. Ее уроки, литературу в целом и писателей, от Льва Толстого до Фаддеева и Шолохова, я возненавидел. Всех, кроме Маяковского. Она меня тоже не полюбила с самого начала, с первой же контрольной, после которой она записала у меня в дневнике, что я списывал у сидящего рядом парня. Это был полный абсурд хотя бы потому, что парень был троечником и списывал как раз он у меня. Когда мои родители прочли эту запись в дневнике, они сильно хохотали. Обычно у нее я получал по сочинениям оценку 5/4. С комментарием: "Недостаточно раскрыта тема!" или "Стиль!". Можно подумать, что у меня был стиль.
На выпускных экзаменах я писал сочинение по Маяковскому. Все остальное я сдал на пять. Результаты сочинения были неизвестны до самого выпускного вечера. Там сначала сообщили, что я получил золотую медаль, но потом выяснилось, что в школе за сочинение мне поставили 5/5, но в гороно исправили на 5/4, и медаль оказалась серебряной. Золотые медали в нашем классе получили очень сильные ребята, один из них потом стал физиком, а второй - архитектором.
Но недолго я радовался. Появилось постановление партии и правительства о том, что в связи с ... трали-вали, семь пружин ... полностью меняется система приема в ВУЗы. Медалисты сдают один экзамен, и если они сдали его не на "отлично", то сдают и все остальные на общих основаниях. Особые льготы даются тем, кто отслужил в армии или проработал два года на производстве. Для них резервируется 75% мест. То есть будет как бы два конкурса: для школьников на 25% мест и для производственников - на все остальные места. Если бы я был на год старше, мои коварные замыслы могли бы сбыться. Эту систему через несколько лет отменили, так как университеты взвыли - резко понизилось качество абитуриентов. Но медалистов без экзаменов уже больше не принимали - медаль обесценилась.
Все мои радужные планы улетели к чертовой матери. Про университет нечего было и думать. Я согласился с мнением родителей, что нельзя терять времени, хорошее образование и профессию можно получить не только в университете. И вместо элитарного университета я подал документы в народный политехнический институт на автотракторный факультет. Забегая вперед, скажу, что об этом я ни разу не пожалел.
Вместо долгожданного отдыха пришлось сесть за подготовку к вступительным экзаменам. Мне много раз приходилось сдавать экзамены, приходилось и их принимать. Я не люблю ни то, ни другое. Эти экзамены запомнились на всю жизнь. Нужно было готовиться к пяти экзаменам: физика(устно), математика (письменно и устно), английский (устно) и сочинение. Не было ни малейшего сомнения, что сдавать придется все. Было известно, что есть установка "резать" медалистов на первом экзамене. И действительно, ни один из знакомых мне медалистов не сдал первый экзамен на "отлично".

Вообще, устный экзамен - это узаконенное жульничество. Большинство экзаменаторов - люди порядочные, но зависимые. Устных экзаменов быть не должно вообще. Результаты письменных экзаменов тоже можно сфальсифицировать, но гораздо труднее.
К слову, в Израиле все школьные экзамены письменные за исключением экзамена по иностранному языку, где проверяется устная речь. Если школьник представляет медицинскую справку о патологической дислексии (или дисграфии), ему в порядке исключения заменяют письменный экзамен устным. И только около 50% школьников после двенадцати лет учебы получают аттестат. Я с гордостью могу сказать, что все мои дети получили аттестаты с высокими оценками. В университетах тоже все экзамены письменные или компьютерные. Хотя, конечно, бывают собеседования, семинары и т.п. Насколько мне известно, аналогичная ситуация и в американских университетах.

Первым экзаменом была физика. С тремя вопросами и задачей я справился легко, подробно записал ответы на бумаге. Экзаменаторов было трое: один - средних лет и двое молодых. Я попал к немолодому. Он посмотрел мои записи, прервал меня, когда я стал отвечать по билету, и стал задавать дополнительные вопросы. После трех вопросов, на которые я успешно ответил, ко мне подключился еще один экзаменатор. Он задал еще четыре вопроса. Последний из них был связан с законом Столетова и некоторыми эффектами, из него вытекающими. Они сочли, что на этот вопрос я ответил недостаточно полно, и поставили мне 4.
Потом была письменная математика, потом - сочинение.
Я выбрал нелитературную вольную тему: "Расцвет Советской Белоруссии после Великой Отечественной войны". Видимо, тему раскрыл, поставили 5. На английском меня нагло и откровенно срезали - еще одна четверка, для меня неожиданная! Остался последний экзамен - устная математика. Результат письменной был мне неизвестен, хотя я был уверен, что сделал все без ошибок.
На экзамене по устной математике все пошло вроде бы также, как на физике. Мои подробные ответы на билет их не заинтересовали. Пошли дополнительные вопросы и маленькие задачи. Я их решал, сидя перед ними, записывая ход решения на листе бумаги. Четвертым дополнительным вопросом было маленькое тригонометрическое уравнение. Я быстро его решил. Получил ответ:
sin(x) = 2
Стал решать другим методом, через тангенсы половинного угла - тот же результат!
- Ну и какой же ответ? - спросил экзаменатор, глядя на мои потуги. Я написал на листе крупными буквами "АБСУРД" и сказал:
- Задача не имеет решения.
- Да, кажется я дал вам неудачную задачку. А в какой школе вы учились?
- В четвертой.
- И кто у вас преподавал математику?
- Зиновий Ильич Савиковский.

Они поставили мне 5 и сообщили, что по письменному экзамену у меня тоже 5. Итого, я набрал 23 балла из 25. Для школьников это была пограничная оценка - проходная, но некототорым предложили пойти на смежные специальности. Для производственников проходной балл был 17.

Продолжение ...
Tags: 60-е, История, Минск моего детства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments