Leonid Taubes (tay_kuma) wrote,
Leonid Taubes
tay_kuma

Categories:

Еллинек

Вы знаете, кто эта еврейская девушка? Видели когда-нибудь ее портрет?

Это Адриана Мануэла Рамона Еллинек. Она родилась в Вене в 1889 году. Ее отца звали Эмиль Еллинек (Emil Jellinek), он родился в Лейпциге, а мать, Рахель Гоггман Ценроберт, родилась в Северной Африке во франко-сефардской семье.

Отец Эмиля Еллинека, доктор Адольф Еллинек (его называли также Аарон Еллинек) был широко известным в Чехии и Венгрии раввином и учителем. Семья Эмиля Еллинека перехал в Вену вскоре после его рождения. Он не проявлял усердия в учебе, сменил несколько школ. Огорченные родители устроили его на работу. Но и на работе он проделывал разные фокусы. С 17 лет он работал служащим в Моравской железнодорожной компании. Он там проработал два года, потом его выгнали, когда выяснилось, что он устроил гонки поездов. В 19 лет он уехал во Францию, благодаря связям родителей его взял в свой штат австро-венгерский консул в Марокко. Он успешно работал в Танжере и Тетуане. Там он и познакомился со своей будущей женой Рахелью. Потом служил австрийским вице-консулом в Оране. В партнерстве с отцом Рахели организовал экспорт в Европу табака, выращенного в Алжире. Вернувшись в Австрию, занимался страховым делом, успешно играл на бирже. Двое сыновей родились у них еще в Алжире, а в 1889 году, в Бадене, родилась девочка. Родители ласково называли ее Мерседес, что по испански значит подарок, утешение, милость. Рахель умерла через четыре года. Эмиль обожал дочь и считал, что имя Мерседес приносит ему удачу. Его страховой и биржевой бизнес шел очень успешно, и семья стала проводить зиму на фешенебельном курорте, в Ницце, на французской Ривьере. Там Еллинек установил широкие связи в деловых и аристократических кругах.

Как раз в Ницце Еллинек заинтересовался автомобилями, изучил имеющуюся информацию и занялся торговлей автомобилями: Дион-Бутон, Леон-Буле Вольтурет - оба трехколесные, и четырехместным мотоэкипажем Бенц.

Еллинек стал австрийским генеральным консулов в Ницце. Вместе с французскими партнерами он успешно продавал автомобили европейским аристократам. Он приобрел большой особняк, который назвал Вилла Мерседес, где и велась торговля автомобилями. К 1887 году они продавали 140 машин в год. Это оказалось прибыльнее, чем страховой бизнес. Рахель умерла в 1893 году и была похоронена в Ницце. В 1899 г. он женился на Мадлен Анриет Энглер. С ней у него родилось еще четверо детей.

В 1896 году 43-летний Еллинек поехал в Канштадт (Штутгард), чтобы познакомиться а заводом DMG (Daimler Motoren Gesellschaft) и конструкторами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом. Он заказал себе там один автомобиль Феникс Даймлер-Фаэтон с 4-цилиндровым двигателем 8 лс, развивающий скорость 24 км/час. На снимке Еллинек на этой машине.

Фирма показалась Еллинеку надежной, и он начал продавать их автомобили. В 1898 году он заказал 6 машин и стал основным агентом по продаже машин ДМГ. В 1899 г. он продал 10 машин, а в 1900 - уже 29. Он продавал также французские машины, оборудованные двигателями Даймлер. Спрос на автомобили был велик, у Еллинека ждать нужно было меньше всего. Он постоянно поддерживал связь с конструкторами ДМГ, предлагал свои идеи и предъявлял требования, нередко в очень красноречивой форме.

Ваши сраные машины ломаются как по расписанию.
Вы делаете куколки, а мне нужны бабочки.
Вашим инженерам место в психбольнице.
Вы совершенно некомпетентны.
Вы предприятие третьего сорта.
Вы делаете хлам.
Членов совета директоров он называл ослами, лицемерами и иезуитами.


Это бесило Даймлера, но Майбах принимал многие из его предложений.

Каждый год в марте на французской Ривьере устраивали неделю скорости, привлекающую высшее общество. Проводились гонки по дорогам на длинные и короткие дистанции, гонка на горных склонах и конкурс элегантности.

В 1899 Еллинек выставил свои машины во всех соревнованиях. Его команда называлась Мерседес, и это имя было написано на всех автомобилях. Гонщики обычно выступали под псевдонимами. Сам же он выступал как мсье Мерседес и получил значительную известность под этим именем..

На Фениксе Еллинек легко выиграл все гонки, развив скорость 35 км/час, но все равно остался недоволен машиной.

Соревнования были самым лучшим способом рекламы автомобилей в Европе. 2 апреля 1890 года Еллинек предложил ДМГ соглашение, пообещав неслыханную сумму - 550 тысяч гольдмарок, если Вильгельм Майбах сконструирует для него революционную модель спортивного автомобиля под названием Мерседес, с поставкой 36 машин не позднее 15 октябра. Елинек также требовал, чтобы его включили в совет директоров и предоставили ему исключительное право продажи новых Мерседесов во Франции, Австрии, Венгрии, Бельгии и США. Еллинек представил свои технические требования для Мерседеса: "Мне не нужна машина для сегодняшнего или завтрашнего дня, мне нужна машина для послезавтра". Он задал новые параметры, которые исключили бы недостатки большинства "безлошадных экипажей", которые не позволяют развивать высокую скорость и склонны к опрокидыванию.

Длинная колесная база и широкая колея для достижения устойчивости.
Лучшее расположение двигателя на шасси.
Низкий центр тяжести.
Электрическое зажигание с использованием новой системы Бош (вместо калильной трубки).
Модель должна официально называться Даймлер-Мерседес, чтобы обойти лицензию на название Даймлер, выданую ранее французской компании Panhard & Levassor.


Еллинек лично контролировал разработку и производство новой машины. 22 декабря 1900 года на железнодорожную станцию Ниццы прибыл первый экземпляр - он уже был продан барону Генри Ротшильду, который тоже лично участвовал в гонках в Ницце.

В 1901 году машина Mercedes 35hp поразила автомобильный мир. Еллинек снова выиграл гонки в Ницце, легко победил во всех видах соревнований, он показал скорость 60 км/час. Президент французского автомобильного клуба сказал: "Мы вступаем в эру Мерседеса. Газеты разнесли его слова на весь мир.

Продажи ДМГ резко возросли. Число работающих на заводе в Штутгарте увеличилось с 340 в 1900 году до 2200 в 1904. В 1902 году компания решила принять имя Мерседес для всех выпускаемых машин.

* * *

Седина в голову - бес в ребро. В июне 1903 года, в возрасте 50 лет, Еллинек отмочил очередную шутку. Он принял фамилию Мерседес, заявив, что впервые в истории отец принимает имя дочери. После этого он подписывался E.J. Mercedes

Постепенно отношения Еллинека и совета директоров ДМГ стали портиться, особенно после того, как в 1907 году ушел Майбах. Потом с Еллинеком расторгли оригинальный контракт.

Еллинек стал больше заниматься дипломатической деятельностью, правда, он прикупил в Монте-Карло несколько казино.

* * *

Незадолго до начала мировой войны Австрия обложила Еллинека огромнытм налогом на имущество, которым он владел во Франции.

28 июля 1914 года началась война. В семье Еллинека теперь говорили по-французски только дома. В том же году они уехали в Меран, во Францию, но там его обвинили в шпионаже в пользу Германии и в том, что он скрывает диверсантов на своей яхте. А австрийцы подозревали его жену-француженку.

Убежав в 1917 году, они добрались до Женевы, однако в нейтральной Швейцарии Эмиля Еллинека снова арестовали. Он там и умер в январе 1918 года, в возрасте 64 года. Его французское имущество было конфисковано. В 1982 году его прах перевезли в Ниццу и похоронили возле могилы Рахели, его первой жены.

Компания DMG во время послевоенной депрессии, в 1926 году объединилась с компанией Benz и стала называться Daimler-Benz AG, выпускаемые ею автомобили назывались Mercedes-Benz. В 1998 году Daimler-Benz купила компанию Chrysler и до августа 2007 года называлась DaimlerChrysler, потом Chrysler был продан, и теперь компания называется Daimler AG.

* * *

А у Адрианы Мануэлы Рамоны Еллинек по прозвищу Мерседес жизнь сложилась не очень удачно.

Мерседес жила в Вене, и была известна двумя скандальными разводами. Она музицировала, у нее было хорошое сопрано. Отцовской любви к автомобилям она никогда не разделяла. Скончалась от рака в 1929 году, в возрасте 39 лет.


Использованные материалы:
http://en.wikipedia.org/wiki/Merc%C3%A9d%C3%A8s_Jellinek

http://www.streetdirectory.com/travel_guide/52463/car_focus/the_history_of_mercedes.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Emil_Jellinek

Тему подсказал reytsman, за что выражаю ему свою благодарность..
Tags: ЖЗЛ, История, Перевод, Техника
Subscribe

  • Про Энрико Масиаса

    Я люблю французский шансон аж с 1957 года, когда в Советский Союз приехал Ив Монтан. Я учился тогда в 9 классе и помню, как его принимали в Москве.…

  • Вспомнилось

    Помнится, передавали по радио революционную песню "Белая армия, черный барон..." Там в припеве: "И все должны мы неудержимо идти в последний смертный…

  • Нет пророков в своем отечестве

    Пётр Николаевич Дурново́ (1842 - 1915) — государственный деятель Российской империи, директор Департамента полиции (1884 - 1893) министр внутренних…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Про Энрико Масиаса

    Я люблю французский шансон аж с 1957 года, когда в Советский Союз приехал Ив Монтан. Я учился тогда в 9 классе и помню, как его принимали в Москве.…

  • Вспомнилось

    Помнится, передавали по радио революционную песню "Белая армия, черный барон..." Там в припеве: "И все должны мы неудержимо идти в последний смертный…

  • Нет пророков в своем отечестве

    Пётр Николаевич Дурново́ (1842 - 1915) — государственный деятель Российской империи, директор Департамента полиции (1884 - 1893) министр внутренних…